Проект:Словники/Ошибки и противоречия в Большой советской энциклопедии

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Замеченные ошибки в третьем издании БСЭ

  1. В БСЭ как действительное историческое событие упоминается фигурирующая в поддельной Краледворской рукописи вымышленная битва при Оломоуце[1].
  2. В БСЭ указано, что «настоящая» фамилия Адольфа Гитлера — Шикльгрубер[2], хотя эту фамилию в молодости носил только отец Гитлера Алоиз, а сам Адольф всю жизнь носил только фамилию «Гитлер»[3].
  3. В статье Боняк[4] явно смешаны два одноимённых хана, живших в разное время.
  4. В статье Герострат[5] указано, что он сжёг храм Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света, однако список 7 чудес, несмотря на распространённую легенду, был составлен позже и относился к храму, построенному на месте сгоревшего.
  5. В статье «Хазарский каганат»[6] указан неверный год решающего арабского похода на Хазарию — 735 вместо 737.
  6. В статье Жюсьё, Бернар опечатка в дате рождения (должно быть 1699)[7].
  7. Статья «Пасквиль»[8]: «Название „П.“ происходит от имени римского башмачника Пасквино (Pasquino, 15 в.) — автора едких эпиграмм на высокопоставленных лиц». На самом деле[9] название происходит от имени римской статуи Пасквино, к которой приклеивали бумажные сатиры. А по поводу того, откуда взялось название статуи, существует множество различных версий. Одна из них действительно предполагает, что некий башмачник Пасквино имел лавку рядом.
  8. В статье о Хамдаллахе Мостоуфи Казвини[10] утверждается, что он был чиновником при хане Хулагу, хотя в действительности Хамдаллах родился через 16 лет после смерти ильхана и служил его потомкам.
  9. На карте Тихого океана в 25 томе (с. 320—321) посреди глубоководной Южной котловины обозначены два несуществующих рифа — Мария-Тереза и Эрнест-Легуве.
  10. В статье «Днепр» указано, что Ингулец впадает в Каховское водохранилище. В действительности Ингулец впадает в Днепр в районе Херсона, на несколько десятков километров ниже Каховского водохранилища.
  11. Указано, что Колымская низменность[11] находится на северо-западе Якутии (в оригинале: «на С.-З. Якутии»), хотя в действительности это северо-восток республики.
  12. На чёрно-белой вклейке с иллюстрациями к статье «Замок» (т. 9, с. 416—417, табл. XXXIX) под номером 6 показана фотография замка Фюрстенбург, находящегося рядом с городом Малес в Южном Тироле (Италия). В краткой подписи к фотографии допущены сразу три ошибки: «Замок в Фюрстенберге (ФРГ). 1280»[12]. Вероятно, фотография была перепечатана из 17-го издания немецкой энциклопедии Брокгауз 1966—1974 годов из третьего тома[13], где в статье «Burg» помещена эта же фотография более крупного формата и подпись с правильным указанием места нахождения, но с аналогичной ошибкой в названии: «Fürstenberg[14] bei Mals, Südtirol, über dem Tal der Etsch; erbaut um 1280». При перепечатке фотографии в обрезанном, осветлённом и отретушированном виде в БСЭ не только воспроизвели немецкую ошибку, но и приписали итальянский замок Федеративной Республике Германии и одной из местностей Фюрстенберг, попутно лишив его собственного имени. Примечательно, что в Германии на земле Рейнланд-Пфальц действительно есть совсем другой нагорный замок-руина под названием «Fürstenberg», похожий на итальянский Fürstenburg.
  13. Курьёзный случай: на чёрно-белой вклейке с иллюстрациями к статье «Париж» (т. 19, с. 208—209, табл. XI) под номером 5 фотография Эйфелевой башни почему-то на шести опорах[15], тогда как это сооружение всегда имело только четыре опоры. На контурах нижней части башни заметны признаки как будто нарочито грубой подрисовки.
  14. В энциклопедии содержится две разные статьи об одном и том же человеке — английском адмирале XVII века Роберте Блейке — «Блэк, Блейк (Blake) Роберт» (т. 3, стлб. 1281—1282) и «Блейк (Blake) Роберт» (т. 3, стлб. 1236)[16]. В частности, в этих статьях указаны различные даты смерти Блейка (07.08.1657 и 17.08.1657, соответственно); дата в статье о Блэке приведена по юлианскому календарю, использовавшемуся в то время в Англии и отстававшему в XVII веке от григорианского на 10 дней).
  15. В статье «Сюрреализм» указано, что Сальвадор Дали представляет Латинскую Америку[17].
  16. В статье «Ташкент» утверждается, что город вошёл в состав Кокандского ханства в 1809 году[18]. В действительности первичное взятие Ташкента Кокандским ханством и установление вассальной зависимости ташкентского правителя произошло в 1807 году, а вторичное взятие Ташкента и его включение непосредственно в состав Кокандского государства — в 1808 году[19][20].

См. также

Примечания

  1. Том «СССР», раздел «Феодальный строй» — «В 1241 монголо-татары потерпели поражение от чешских, немецких и польских войск под Оломоуцем».
  2. Адольф Гитлер / Кульбакин В. Д. // Газлифт — Гоголево. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 6).
  3. Hitler Never Really Was Schicklgruber
  4. Боняк // Бари — Браслет. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 3).
  5. Герострат // Газлифт — Гоголево. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 6).
  6. Хазарский каганат // Франкфурт — Чага. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 28).
  7. Жюсьё Бернар // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
  8. Пасквиль / Гришунин А. Л. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  9. Заславский Д. И. Пасквиль // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. — Т. 8. — Стб. 463—464.
  10. Казвини Хамдаллах Мостоуфи / Петрушевский И. П. // Италия — Кваркуш. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 11).
  11. Колымская низменность // Кварнер — Конгур. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 12).
  12. Статья «Замок (укреплённое жилище феодала)» в третьем издании БСЭ
  13. Brockhaus Enzyklopädie, 1967, B. 3 — C. 485.
  14. Вместо „Fürstenburg“.
  15. Париж / Слука А. Е. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  16. Успенский В. А. Невто́н — Ньюто́н — Нью́тон, или Сколько сторон имеет языковой знак // Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сборник к 60-летию Андрея Анатольевича Зализняка. — М.: Индрик, 1996. — С. 598—659.
  17. Сюрреализм / Галин Э., Марков В. А. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  18. Ташкент / Асанов Г. Р. // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
  19. История Ташкента (с древнейших времён до победы Февральской буржуазно-демократической революции) / Зияев Х. З., Буряков Ю. В. — Ташкент: «Фан» УзССР, 1988. — С. 88. — 296 с. — ISBN 5-648-00434-6.
  20. Соколов Ю. А. Ташкент, ташкентцы и Россия. — Ташкент: Узбекистан, 1965. — С. 97—98. — 187 с. — 10 000 экз.